Еще до 1917
года в окрестностях Бахмута началась добыча гипсового камня. Владельцами
горизонтально идущих под землей рудников были промышленники
Французов,Абрамович,Диомидов. Одним из старейших таких рудников является
ныне засыпанный,находящийся в конце Красного переулка (возле бывшего
кирпичного завода Минаева). Несколько горизонтальных стволов-заездов
имели (они и сейчас открыты) рудники за хутором Иванградом,но добыча
гипсового камня в них уже не ведется. Общеизвестны исчерпавшие свои
ресурсы гипсовые рудники в которых сейчас находится завод шампанских
вин. До настоящего времени работает рудник алебастрового завода имени
Власа Чубаря,в 30-е годы хх века ставший основным звеном алебастрового
комбината, а сейчас - собственностью ЗАО "Лафарж гипс". Однако,особый
интерес и даже какую-то загадочность представляет рудник с двумя
"жизнями": как по добыче гипсового камня и как база -холодильник
"Укроптмясомолторга". Находится он в поселке мясокомбината,возле средней
школы № 4. Справа от дороги,ведущей в Деконское и к селу
Бахмутское,сохранился пришедший кое-где в негодность асфальт в начале
которого установлен,можно сказать,символический полосатый шлагбаум. И
тем не менее,после этого шлагбаума дорога пошла прямо к старой
шахте-руднику. За двумя рядом растущими многолетними кленами- поворот
влево и асфальт почти под прямым углом протянулся ко входу в рудник... Забудем
на время о том,что здесь была позже и база - холодильник. А пока - нас
интересует как велась добыча гипсового камня...Как сообщил бывавший в
этом руднике с макшейдерами из Краснодара Александр Федорович
Зима,добыча велась тремя уступами. Центральная галерея (ствол) была
высотой 4-5 метров и освещалась электричеством,а от нее слева и справа
находились не освещаемые забои. Добыча камня-сырца велась буро-взрывным
методом.Затем рабочие вручную выносили гипсовые глыбы разной величины к
центральной галерее и грузили на подводы,запряженные лошадьми. Камень
транспортировался к нынешней железнодорожной погрузочной рампе,возле
железного моста через реку Бахмут. Там тогда /до войны/ находилось лишь
небольшое одноэтажное строение,где кладовщик производил приемку.А дальше
- была погрузка гипсовых глыб в железнодорожные вагоны.Гипсовый камень в
таком виде со станции Артемовск-1 отвозили на цементные заводы в
разные концы Советского Союза. Этот рудник был в
подчинении строительного министерства в Москве. Отсюда становится
понятно почему так издалека,из Краснодара,приезжали макшейдеры,которым
случайно помогал электрик А.Ф.Зима.Можно даже предположить,что в
Краснодарском крае,в Новороссийске,есть цементный завод - вот для этого
предприятия и прогнозировались запасы артемовского гипсового камня... После
Великой Отечественной войны рудник продолжал работать. Но теперь уже в
него стали заезжать автомашины ГАЗ-63 (бортовые и самосвалы). Другие
машины,более высокие из-за низкого свода галереи заезжать не могли.А вот
разворачиваться внутри рудника автомашины могли,объезжая опорные
каменные столбы(быки).В последнее время,перед закрытием
рудника,исчерпавшего свои запасы гипсового камня,были внедрены
передвижные наклонные транспортеры. С их помощью и загружались кузовы
автомашин,исключая ручную погрузку... А на
железнодорожной погрузочной рампе поставили дробилки и настроили бункеры
для гипсовой щебенки. Теперь уже железнодорожные вагоны стали
подаваться под бункеры из которых и загружались. Такая технологическая
нитка от добычи гипсового камня в рудниках до переработки его на щебень
действует и в настоящее время... В 60-е годы прошлого
столетия запасы рудника в районе мясокомбината и школы № 4 исчерпались.
Но остались подземные выработки с центральным заездом,своеобразные
комнаты бывших забоев.И,естественно,специалисты поняли,что это
получились идеальные кладовые,в которых и зимой,и летом постоянная
температура 12-14 градусов тепла и всегда сухо. Тем более,что уже был
отличный пример-созданный в 50-е годы хх века Артемовский завод
шампанских вин! Вот так и началась вторая "жизнь"
рудника,ставшего базой-холодильником "Укроптмясомолторга".Для этого над
выездом в катакомбы грунт заменили кладкой из силикатного
кирпича,установили запираемые на замки металлические ворота,возле
которых сделали контрольно-пропускной пункт. Вдоль центральной галереи
построили бетонные стены,предотвращающие боковые обвалы. Когда
несколько лет назад планировалось открыть почти у самых жилых домов
новый,открытый карьер по добыче гипсового камня,люди начали жаловаться
во многие инстанции,писать негодующие письма в газеты. И довольно-таки
уже глубокий котлован зарыли... А у бывшего гипсового
рудника,ставшего позже базой-холодильником,возможна и третья
"жизнь".Например,как площади для выращивания грибов или как место
временного отдыха туристов,байкеров и тому подобное.